ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК Я ВЫБИРАЛА «КОТА В МЕШКЕ»
или
«А НЕ ПОДСКАЖЕТЕ, КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ?»
Тяжело сделать выбор – для человека, который мало верит яркой рекламной «мишуре», у которого очень велик страх ошибки. Жизненный опыт бывает разный. Бывает так, что наши ошибки, совершенные нами мелочи, иногда стоят нам очень дорого, даже дороже, чем мы себе могли бы представить. И, к сожалению, эти ошибки больше нельзя исправить, с ними приходится жить. И тогда жизненно важным становится принцип – не ошибиться.
Забавная вещь – интернет. Все рекламные трюки, «зазывалки», видеоролики – когда знаешь, как на самом деле все это делается, понимаешь, на какие струны ЭТО должно воздействовать – иногда становится смешно все это читать и смотреть. Станиславский был прав – «НЕ ВЕРЮ!»
И я набрала в поисковой строке: «Обучение. Полиграф» Первое, на что я наткнулась в интернете – это в буквальном смысле «грызня» двух школ, словно маленькие мальчики в песочнице не поделили игрушки. Неужели профессионалы своего дела станут грызться друг с другом за клиентов и студентов? Неужели в Москве мало места для бизнеса?
После прочтения всех их доводов по отношению друг к другу я, сидя за монитором, начала сильно сомневаться в выбранном пути. Я однозначно не хочу принимать участие в такой «драке». И если быть полиграфологом – это вести себя так же, то, может быть, все-таки не стоит никуда идти?
К интернету я вернулась только через пару дней. И решила, что буду искать кого-то, кто не порочит свою репутацию прилюдным вывешиванием чужого грязного белья, кто способен мирно уживаться и работать друг с другом. Информации довольно много. В процессе поиска я «набредала» в том числе ина те школы, которые обучают своих студентов «ну очень интенсивно» - по 10 часов в день. Чутье и логика подсказали следующее:
Нюанс №1: мозг воспринимает 7±2 единицы новой информации (психологи меня поймут). Все, что «впихивается» принудительно и больше – начинает вытеснять то, что только что так благополучно уложилось в памяти. Если информации для изучения много – то психика в принципе не выдержит 10 часов обучения (заявляю как практикующий тренинг-менеджер со стажем). Возникает вопрос – для чего люди обучают, если учебный процесс перегружен – для галочки?
Нюанс №2: предположим, что учебный процесс не перегружен, и можно спокойно выдержать 10 часов обучения каждый день. Тогда насколько же «слабой» должна быть информация, если за 10 часов она без особого напряжения укладывается в голову? Те, кто думает, что лучше учиться по максимуму интенсивно – по 10 часов в день, – пусть учатся, подумала я и закрыла вкладку браузера.
Подобным образом я перебрала и обзвонила несколько школ и перечитала просто гору отзывов. Скидки, скидки, скидки... К сожалению, я знаю, каким образом делаются эти маркетинговые «скидки», и помню и очень люблю пословицу «Скупой платит дважды».
Передо мной был очередной сайт. Обучение недешево. Выдается диплом. Я неспешно набрала номер.
- Подскажите, а прибор мне необходимо купить еще до обучения, или можно в процессе?
- Как хотите, это только Ваше решение.
- А что именно Вы рекомендуете брать своим студентам, будут скидки, если приобрести его у Вас?
- Это зависит от того, какие задачи перед Вами стоят, для каких целей Вам нужен прибор. Мы можем Вам порекомендовать, что именно выбрать. Но скидок у нас нет. И мы сами – наша школа, приборами не торгует.
- Скажите, а Вы жилье предоставляете?
Не знаю, зачем я это спросила. Ведь я же москвичка:).
- Нет. Мы...
Я даже не помню слов, сказанных дальше. Моя мысль «ушла в себя» – никакой «мишуры», никаких «заманух» типа «обязательной покупки оборудования, а на сэкономленные деньги...» или «приютим и обогреем иногородних». Ничего лишнего – только обучение.
Я отважилась на встречу.
Встреча прошла очень дружелюбно. Я смогла посмотреть учебный класс, когда как раз у одной из групп был получасовой перерыв в обучении.
- Это наши уже почти дипломники! – гордо произнес мне мой собеседник.
Мы вышли в коридор и, медленно передвигаясь по нему в процессе разговора, направлялись к выходу. Мимо нас проходило несколько человек, но в памяти тогда запечатлелся только один. Человек с прямой осанкой и волевым взглядом. Он два раза неспешно прошел мимо нас твердым, уверенным шагом, а на третий раз подошел к нам и обратился к моему собеседнику:
- Ну, коллега, может быть, Вы нас познакомите...
Так я познакомилась с Коровиным Валерием Владимировичем, который лично вел у нас весь курс обучения.
Обучение длилось 6 часов в день – достаточно для усвоения новой информации и переваривания ее дома, за ужином и за конспектами. Весь курс обучения у нас вел лично Коровин Валерием Владимировичем.
Насколько я поняла далее в процессе обучения, корректировка программы происходит в режиме «on-line», в зависимости от успеваемости группы. Будучи тренинг-менеджером, я помню святое правило эффективного формирования навыков у обучаемых: всегда должен быть отклик от группы, и ход занятий ведется в соответствии с этим откликом. Только в этом случае тренинг будет эффективным. Только в этом случае навык закрепляется как навык, а не исчезает через несколько дней. За один день дается ровно столько информации, сколько способен уложить в себе мозг. Ни больше – ни меньше. Поэтому в какие-то дни нас отпускали чуть раньше, а когда-то мы соглашались и задержаться, если была необходимость.
Методы – практические. Из нас не делали, конечно, кандидатов наук, способных наизусть процитировать учебники, но делали практиков, думающих, оценивающих, находчивых, где-то изворотливых, где-то хитрых. Всех секретов не передать, всех нюансов на бумаге не прочувствовать. Видно, когда человек уже более половины своей жизни практически маниакально озабочен тем делом, которым он занимается. Видно, когда он приоткрывает ширму своих секретов, но так ловко, чтобы мы сами до них додумались и поняли логику. Какое удовольствие приносит момент инсайта, когда, сидя рядом со своим наставником на одном из реальных расследований, например, по делу кражи ювелирных изделий, ты понимаешь суть, простоту и гениальность его методик.
Во время обучения были разные моменты – от «Я полная тупица!» до «Ха, я оказалась права!» Я даже плакала – в прямом смысле этого слова, не сумев справиться с элементарными эмоциями обиды на саму себя за то, что не оправдываю надежды моего учителя, который так в меня верит.
Время пронеслось молниеносно. Скоро – диплом. Я стану дипломированным специалистом. Сейчас я чувствую себя ребенком, который делает первые шаги на пути своего второго рождения. И, когда я буду спотыкаться, я буду вспоминать слова Валерия Владимировича, сказанные однажды по пути в курилку: «Не переживай, мы своих не бросаем!»
Спасибо вам всем – Валерий Владимирович, Марина, Сабина, Лера, Дима, Рома и Таня, а также спасибо Рустаму за дружескую поддержку.
Милена Хиясова, Москва, 2014 год